Меню
16+

"Мой район"

15.01.2019 19:18 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 10.01.2019 г.

Тайны камня. Мастер-камнерез из Красного Ясыла оживил уральские самоцветы

Автор: Татьяна Южакова Орда, Верный путь ©orda-gazeta.ru

10 января художнику Сергею Нечаеву исполнилось 60 лет. Большую часть своей жизни он посвятил камнерезному ремеслу. Фото: Татьяна Южакова

По легенде ремесленник пытался постичь все секреты резчиков, оживить «бездушный» камень и стать настоящим мастером каменных дел. Но так и не смог наделить душой уральские самоцветы.

Наш земляк камнерез Сергей Нечаев из села Красный Ясыл давно разгадал камень, его «живые» скульптуры завораживают своей достоверностью.

Камень мастера поманил

Художник-камнерез Сергей Нечаев вырос в городе Кувшинове Тверской области. Небольшой город на Волге известен бумажной промышленностью

Сережа Нечаев, 5 лет. Фото: из семейного архива

- Когда я учился в 6 классе, в школу пришел преподаватель местной изостудии, чтобы набрать на обучение способных ребят, — вспоминает Сергей Нечаев. — Мне всегда нравилось рисовать, и я с удовольствием познавал азы живописи, рисунка, графики. А после школы поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение художественной обработки камня.

- В училище я пришел как белый лист, — говорит художник. – Ничего особенного не умел и впитывал все, что давали нам учителя. Уже тогда они замечали мои способности. С преподавателями, которые были у меня, стыдно плохо резать.

Запах леса, бумаги и красоту большой реки начинающий художник предпочел «роману» с уральским камнем.

Молодой художник Сергей Нечаев впервые приехал на родину камнерезного промысла больше 40 лет назад. Почти месяц проходил практику на комбинате «Уральский камнерез» в селе Красный Ясыл.

Здесь, в Красном Ясыле, в местном общежитии он познакомился с девушкой Татьяной из города Соликамска. Выпускница Кунгурского художественного училища, резчица комбината жила в соседней комнате. Но тогда их знакомство не имело продолжения.

В село Красный Ясыл камнерез вернулся уже после службы в армии. Поступал на отделение книжной графики Московского полиграфического института, но не добрал одного балла. Взяв у родителей 10 рублей, Сергей Нечаев отправился покорять камнерезный край.

Деревянные маски, стилизированные под Африку. Фото: Татьяна Южакова

Ложки, скалки и своя мастерская

На комбинате встретили холодно. Там и без того было три штатных художника, а четвертый им ни к чему. За молодого мастера вступилась боевая и смелая девушка Татьяна, которая через год стала его женой.

- Пришла к директору и поговорила про Сергея. Молодой и талантливый парень. Не возьмете – многое потеряете, — вспоминает Татьяна Нечаева.

Его приняли «на деревяшку». Назначили художником на два участка, которые занимались резьбой по дереву.

- И я с энтузиазмом принялся за работу. Столько всего нового придумал, столько идей воплотил, — с жаром рассказывает мастер. — По моим эскизам большими партиями выпускали деревянные ложки, кухонные наборы, веретено, указки, детский конструктор и еще много всего. Через два года директор перевел меня на камень, сказав, что эскизов по дереву я им на десять лет вперед придумал.

На комбинате «Уральский камнерез» Сергей Нечаев творил 20 лет. В 2000 году он ушел с комбината. Зарплату на «Уральском камнерезе» не платили по восемь месяцев:

- Чтобы прокормить семью, я подрабатывал дома. В старой баньке сделал мастерскую.

Как-то приехал постоянный покупатель за скульптурами, посмотрел, в каких условиях тот работает, и решил помочь талантливому камнерезу. Через два месяца у дома Нечаевых «выросла» кирпичная мастерская – подарок художнику.

Мозаика «Рысь». Фото: из семейного архива

Дойти до самой сути

В работах мастера Нечаева гармонично слились две камнерезные школы – московская и ясыльская. Именно поэтому он не первый и не второй по величине мастер Пермского края – он единственный в своем роде.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте», — ничто так точно не отражает характер камнереза Сергея Нечаева, как эти строчки Бориса Пастернака.

- Коллеги-камнерезы и искусствоведы часто обвиняют меня в натурализме, — художник признает свое внимание к деталям.

– Мой учитель Анатолий Моисеевич Овчинников говорит, что я вырезаю и гравирую слишком подробно: лучше не доделай, пусть работа будет чуть-чуть не закончена. Камень должен сам играть, а ты только помоги ему.

Почти десять лет камнерез Нечаев занимался мозаикой. Работы по его эскизам украшают стены Ординской больницы, его скульптуры хранятся в фондах Ординского краеведческого музея, Пермской государственной художественной галереи, Пермского краеведческого музея и частных коллекциях. За его «персонажами» в буквальном смысле выстраивается очередь. Потому скульптур в домашней сокровищнице немного.

- Говорят, что в технике мозаики я добился высокого мастерства, а вот работать с камнем я еще учусь, — говорит художник.

Признанный художник не мечтает оживить камень, это у него получается само собой.

Раньше, прежде чем резать скульптуру, Сергей Нечаев рисовал эскиз, лепил его, отрабатывал черновой вариант и только тогда брался за камень. Теперь же он исключил из этой цепи все лишние звенья.

- Смотрю на камень и вижу, что из него выйдет, вплоть до гравированного орнамента, — отмечает Нечаев. – Вот прожилка, надо ее обыграть. Камень сам подсказывает, сам направляет.

Бычок. Талькохлорит. Фото: Татьяна Южакова

«Нечаевский» лиризм

Многие пермские искусствоведы отмечают, как виртуозно работает с камнем красноясыльский художник. Он — перфекционист, стремится к совершенству формы и содержания. Чувствуя «душу» камня и очищая ее от оков грубого материала, мастер создает неповторимые произведения искусства.

- Работы Сергея Нечаева выгодно отличаются от работ других местных художников, — отмечает его коллега — камнерез, народный мастер Пермского края Виталий Гнатюк. – В основном он работает не с местными мягкими породами, а с более твердым камнем — талькохлоритом. Это позволяет при всей простоте и лаконичности формы скульптуры наполнить ее большим графическим содержанием, наполнить историей.

Талькохлорит, действительно, один из самых любимых материалов художника. Еще в училище серьезно занимался графикой. Вот и свои работы

Нечаев не просто режет, он «рисует» на каменном полотне.

- Гравировка – это та же графика, только на камне, — поясняет мастер Нечаев. – Используя эту технику, можно играть цветом, передать объем, изобразить мелкие фоновые элементы. Например, заросли папоротника, в которых прячется зверек.

Его фигурки словно затаились в лесу, в горах или под водой. Так достоверно мастер передает изгибы листьев, очертание морского дна. Кажется, что видишь перед собой не просто скульптуру, а целую картину. Возможно, в этом и скрыт секрет и неповторимость «нечаевского» лиризма, магии и света, которую излучают его работы. Были случаи, когда человек, взяв в руки его скульптуру, уже не хотел с ней расставаться.

- Много разных сказок слышал об уральских камнях, о резчиках, мечтающих оживить камень. Кто-то верит, кто-то воспринимает просто как дедовы легенды, — говорит художник Сергей Нечаев. – То, что в камне скрыта магическая сила, вам подтвердит любой мастер. Притягивает он, околдовывает и не отпускает.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

252