Меню

"Мой район"

17.06.2021 15:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Там за Белой рекой. Будьте осторожны: путешествия затягивают

Автор: Татьяна Южакова Орда, Верный путь ©orda-gazeta.ru

Фото: Татьяна Южакова

Белая река… Впервые увидела её прошлым летом. И «запала». Безнадёжно влюбилась в красоты её скалистых берегов, в добротно сложенные природой могучие каменные стены, деревья на их вершинах напоминают безмолвных стражников. Урал. Каждый раз, узнавая тебя, замираю душой. Ты прекрасный и удивительный.

В прошлом году мы сплавлялись по Белой реке в Башкирии небольшой компанией на трёх катамаранах и байдарке. Покоряли вершины, изучали пещеры, пели песни у костра под гитару и делились сокровенным. Наверное, потому эти места стали нам такими близкими. Ещё тогда, в 2020-м, мы пообещали во что бы то ни стало вновь сюда вернуться. И вернулись…

Шнуруем кеды, собираем рюкзаки

Сплав, как и любой поход, дело хлопотное. В этот раз решили сплавляться небольшой компанией в девять человек. Компания маленькая, а её география вполне себе просторная. Кроме меня, ординочки, и ребят к нам присоединились три замечательные девчонки из Ижевска. Да, да, специально приехали. Белая река того стоит!

Одна газель, два катамарана, три бочки с провизией, четыре дня на воде и пять ночей под звёздным небом – вот вам рецепт идеального сплава.

А если серьёзно, путешествия затягивают. Если ты решился стать туристом, то сразу закупай тёплый спальник, палатку, большой рюкзак, коврик-пенку, хобу (она же подпопник) и мощный фонарик. Это я как «комнатный» турист говорю, который только-только обрастает необходимым снаряжением. Как ни крути, всё равно придётся покупать.

Лично я не знаю ни одного человека, который хоть раз сходив в поход, предпочёл скалам и озёрам душный телевизор и продавленный диван. Поэтому чем раньше обзаведёшься своим добром, тем лучше тебе и легче команде.

Горы, пещеры и водопады

Мы начали свой путь в селе Старосубхангулово. На пологом берегу собрали каты, приготовили обед и даже познакомились с местной животинкой. Надо сказать, что в башкирских сёлах её очень много – овцы, коровы, лошади. Да и диких зверушек по дороге нам встретилось немало. Из окна автобуса мы видели лосей, косуль, зайцев и лис.

Сытые, воодушевлённые и весёлые мы встали на вёсла. Майские праздники уже прошли, и отдыхающих больше не было. Казалось, что на всей этой большой и сильной реке мы одни. Свободные и счастливые.

За всю мою сплавную историю – это был самый насыщенный сплав. За 60 километров водного пути я увидела множество родников, скал, водопадов, пещер и гротов. Настоящий калейдоскоп ландшафтных красот.

Расскажу только о двух наиболее запоминающихся пещерах – Голубиная и Сказка. Итак, Голубиная пещера. Она получила такое название благодаря своим обитателям — скальным голубям. Вход хорошо виден с реки. Он невысокий, всего три метра, а вот ширина его – 18 метров. Эти параметры сохраняются и в глубинных частях пещеры. В середине мая пещера предстала нам сухой, потому изучать её было вполне комфортно. Тем более, если одежда подходящая. Камуфляж и старая куртка вполне сгодятся. Нам пришлось буквально ползать по её узким проходам.

Ещё одна точка маршрута – пещера «Сказка». К её входу мы пробирались по проросшему травой склону. По жаре крутой подъём в триста метров дался непросто. Нас встретил округлый вход и лаз высотой немного больше метра со скользким глинистым полом полого уходящий вниз. Первый десяток метров одарил долгожданной прохладой и погрузил в сумрачное царство. По официальным данным, длина всех коридоров «Сказки» равна 1160 метров. Но доступны гораздо меньше.

Грот Гостинный – первый большой зал пещеры. После него ход сужается и переходит в «шкурник». Опытные туристы советуют пробираться по нему на боку, вытянув руку вперёд. Не бойтесь. Такой путь проделали не одна сотня путешественников, никто не застрял.

К сожалению, на посещение пещеры у нас было мало времени. Стоит ещё раз вернуться, чтобы дойти до других гротов – Гномов и Столовый.

Изысканная кухня и походная баня

Наш тур по Белой реке можно смело назвать гастрономическим. На природе, кроме привычного всем шашлыка, мы лакомились лагманом, оладьями и даже пиццей. Пили чай с травами и фруктами, варили грог и компоты. И готовили ещё много разных вкусностей.

Хоть в мае река и холодная, именно на этом сплаве мы открыли купальный сезон. Топили походную баню и ныряли в прохладные воды. Тот ещё экстрим, скажу вам!

Мне этот сплав запомнился не только экскурсиями и видами. Я ознакомилась с удивительными, замечательными людьми. Наверное, Белая река – мой личный островок счастья, место силы.
Я обещаю сюда вернуться. И вернусь…

Дышит речное дно, запуская круги...
Крепко как руки любимых мы держим вёсла.
Я расскажу, что искали и что смогли,
Если ты вдруг об этом случайно спросишь.

Мало-помалу взрослеем, растём душой,
Жадным большим глотком поглощаем счастье.
Все мы светлеем рядом с Белой рекой,
Даже когда внутри всё покрылось сажей.